Кубачинцы лишились искусства

Музей Кубачиноского художественного комбината почти полностью опустошен  дерзкими грабителями.  Они вывезли более 90 экземпляров, некоторые из которых экспонировались на международных выставках и салонах. СМИ не придали значения похищенным экспонатам. Хотя украдены  предметы не только материальной культуры, стоимостью в миллионы долларов.  Украдены предметы духовной культуры. Дагестан обеднеет культурно, а не материально, если грабителей не поймают и все награбленное не вернут.

Акцент сделали лишь на ценности сабли Надир-шаха, правителя Персии, армию которого в XVIII веке разбили в  горах Дагестана.  

Но помимо  этого экспоната, представляющего историческую ценность, украдены изделия Гаджи-Бахмуда Магомедова, Расула Алиханова, и других знаменитых  мастеров  являющиеся произведениями искусства. Теперь, ценители этнической субкультуры,  могут увидеть эти шедевры,  в каком-нибудь частном музее, в какой либо из цивилизованных стран. Ехать в Дагестан, в Кубачи туристам-любителям этнической культуры будет незачем. 

Прочитав все материалы на эту тему, и послушав мнения людей, можно сделать вывод: произошло ограбление века, а у грабителей статусные покровители.

Надиршахову саблю и двумя клинками реставрировал Гаджи-Бахмуд Магомедов. Говорили что он, в точности восстановил узоры неизвестного средневекового персидского мастера на поломанной ручке  из слоновой кости сабли Надир-шаха.

Кубок с барельефами Сталина, тоже работа Магомедова, хранился в Музее  революции в  Москве.   Барельефы вождя из слоновой кости опутаны кубачинскими растительными узорами, с неповторимым почерком мастера.

В годы развенчивания культа личности Сталина, экспонат был снят с выставочного павильона.  Кубачинцы скинулись и выкупили изделие, поскольку узоры на ней – это лучшее учебное пособие для молодых мастеров. Обычно скопировать штучные изделия известных мастеров редко кому удается.  И сейчас, мало мастеров, уровня Гаджи-Бахмуда  Магомедова или Расула Алиханова. 

Эти изделия должны были храниться не в коморках  Кубачинскогого художественного  комбината. Нужно было построить специальный, особо  охраняемый музей, с высокой пропускной способностью туристических потоков.  

Был удивлен, когда узнал что один богатый пожилой немец, коллекционирует именно дагестанские ковры. Дагестанский или недагестанский - он определяет лучше любого дагестанца.  В 90- годах, у не понимающих толк в искусстве торгашей, скупал ковры по дешевке.  Говорят, что в дагестанских музеях нет таких старинных и дорогих ковров как у него. Возможно,  кубачинские изделия, через посредников, тоже будут перепроданы  иностранным коллекционерам. 

 

Муса Мусаев

 http://www.priboy-tur.ru/rooms

Отзывы на новость

Еще никто не оставил отзыв. Вы можете быть первым!