Незавершенный труд Рабаданова проливает свет на темные пятна истории

Кандидат наук Рабадан Рабаданов в своих трудах отмечает, что в книгах историков советского периода много идеологических штампов. В советской исторической науке имела место фальсификация неугодных  власти периодов истории путем подмены фактов и замалчивания значимых событий. Это делалось в угоду идеологическим догмам. Некоторые партийные вожди руководствовались тезисом: народом, у которого нет истории, легче манипулировать.

Экономист по специальности, Рабадан Магомедтагирович, работавший над докторской диссертацией, изучавший систему международного страхования, в то же время очень интересовался историей.  О жизненном пути Рабаданова мы писали в материале: «История о дагестанце покорившем Москву». Его никак не устраивали темные пятна в истории малой родины, очернение духовенства, гонения на представителей класса крепких хозяйственников и предпринимателей, объявленных кулаками и врагами народа. Он мечтал вернуть историю жителям своего родного цудахарского округа.

Друзья и знакомые помнят Рабадана трудолюбивым, целеустремленным и деятельным человеком. Где бы он ни находился — в родовом селе Карекадани, Махачкале или Москве — обязательно инициировал какое-либо общее доброе дело. Такой созидательной деятельностью он объединял вокруг себя людей. Так сформировался коллектив ученых на экономическом факультете МГУ, футбольная команда в том же вузе или группа сельчан которые прокладывали воду или строили дорогу в Карекадани. Люди к нему обращались за полезными практическими советами, он всех консультировал, как грамотно, в рамках закона решать свои проблемы.

Несмотря на свою занятость в другой научной области, Рабадан Рабаданов стремился воплотить свою светлую мечту в жизнь. Находил время собирать информацию, делал умозаключения, обобщал и анализировал события. Все это он излагал на бумаге. Но завершить свой труд и издать книгу, увы, Рабадан Магомедтагирович не успел. Его жизнь оборвалась в расцвете сил. Работа без отдыха, перегрузки, неподходящая экологическая обстановка в Москве — все это, возможно, негативно сказались на его здоровье. У него была обнаружена онкология, которую, к сожалению, выявили поздно.

Книгу об истории цудахарцев Рабадан Рабаданов начинает со слов: «Если всевышний направит мне читателей…». Это те самые читатели, которые интересуются истинной историей. В том числе историей конкретных людей, предков, хозяйственников, на которых держатся современные экономики развитых стран. В 20-30-х годах этих успешных людей, как мы все знаем, считали кулаками, т.е. преступными элементами.

Представителей духовенства, на которых держалась развитая по тем временам система образования Дагестана, вывозили из горных и предгорных районов сотнями и расстреливали.

Но советская эпоха не смогла во всех нас убить иман — веру, не смогла очернить и предать забвению «темное» прошлое великих предков. Наверное, проблемы нашего времени связаны с тем, что многие жители республики ослушались совета великого поэта Расула Гамзатова. Они стреляли в прошлое. Многие не знают или стыдятся оклеветанных «наукой» предков.

Цудахарцами называют даргинцев, исторически входивших в состав Цудахарского союза. У цудахарцев специфический диалект, отличающийся от литературного даргинского языка. Цудахарский союз — это территориальная административная единица, куда входили лакские и аварские села.

К первой половине 19 века Цудахарский союз состоял из следующих джамаатов: Цудахар, Хаджал-махи, Куппа, Тебек-махи, Кули-бухна, Каре-кадани, Хаджалте, Касумте, Инкъучи, Тарли, Денгубе, Аметерек-махи, Алихан-махи, Камка-махи (верхний и нижний), Дабурлибте, Кашаэ-махи, Куркабе-махи (верхний и нижний), Кокма-махи, Мусулте-махи, Алалте, Сана махи (верхний и нижний), Амалти, Гургу, Магарабте, Убеки махи (верхний и нижний), Айнакаб, Таш-капур, Тилагу, Кундурхе, Иргали, Ахlиниц, Арши махи (верхний и нижний), Буртани махи, Алдамкъали и др. Также в союз входили лакские села Балхар, Кхоли, Цулекани и аварское селение Салты.

Цудахарский союз входил в федерацию Акуша-дарго. Цудахарские кадии и старейшины были постоянными членами верхушки военно-политического союза Акуша-дарго. Без их участия важные политические решения не принимались. Сам союз до вхождения в состав Российской империи обладал полной экономической свободой. Но после Кавказской войны экономика сильно пострадала. Цудахарцы приняли самое активное участие в восстании 1877 года, не желая находиться под двойным гнетом и платить непосильные налоги. После этого столицу союза Цудахар карательные войска сровняли с землей, жители были выселены в Среднюю Азию и Сибирь. Численность населения Цудахара даже спустя более 100 лет не восстановилась до уровня 19 века. В следующем материале мы вкратце расскажем о хозяйственном укладе цудахарского союза.

 

Муса Мусаев

 

Просмотров: 206

Оставьте первый комментарий на "Незавершенный труд Рабаданова проливает свет на темные пятна истории"

Оставить комментарий


*